Датчик кислородный (или лямбда-зонд) – это датчик который определяет сколько кислорода содержится в отработанных газах и подает сигнал на блок управления двигателя, для поддержания нужного соотношения воздуха и топлива, что бы ДВС работал максимально эффективно, от этого зависит расход топлива и влияние на окружающую среду.
Основная часть – это керамический наконечник на основе диоксида циркония, на внутреннюю и наружную поверхность которого методом напыления наносится платина. Этот наконечник находится в потоке отработанных газов, которые поступают через отверстие в защитном экране. Датчики кислорода эффективно работают при температуре не ниже 300–350 °С. Для быстрого подогрева лямбда-зонды комплектуют электрическим нагревательным элементом – это стержень со спиралью внутри. Все элементы датчиков выполняются из жаростойких материалов, т.к при работе они могут достигать 950 °С.
Датчики кислорода бывают: одно-, двух-, трех- и четырехпроводные:
- Однопроводный датчик – у него 1 провод, он и есть сигнальный, заземлен этот датчик на корпус и приходит на массу через резьбу;
- Двухпроводной – отличается тем, что имеет отдельный заземленный провод сигнальной цепи. Такие датчики как правило устанавливаются поближе к цилиндрам двигателя, т.к они не выдают никакого сигнала без нагрева до 300 С, а это задерживает момент включения обратной связи с блоком управления двигателем;
- В трехпроводном датчике добавлен нагревательный элемент, который постоянно включен при работе двигателя, что сокращает время нагрева датчика до рабочей температуры и его можно устанавливать подальше от коллектора, рядом с катализатором.
- Четырехпроводные датчики – у него все провода выполняют свою функцию: 2 провода на подогрев и 2 провода сигнальные, при этом вкручивать его можно где угодно. Плюс их в том, что коллектор не токопроводящий и при установке не нужна специальная токопроводящая смазка.
Стоимость этих датчиков зависит от материалов используемых при изготовлении и функциональности, также лямбда зонд с подогревом можно устанавливать вместо датчика без подогрева, но необходимо подключить цепь подогрева и нужно, что бы обязательно совпадала резьба. Не допускается обратная замена трех и более проводных датчиков на однопроводные, они работать не будут.
Причины выхода из строя:
- Использование не качественного бензина;
- Применение при установке герметиков, которые не предназначены для выхлопной системы;
- Попадание на керамический наконечник различных эксплуатационных жидкостей или моющих средств;
- Проверка работы цилиндров с отключенными свечами зажигания;
- Плохой контакт или обрыв провода цепи датчика;
- Не герметичность в выпускной системе.
Возможные неисправности:
- Загорание лампы «чека двигателя»;
- Перерасход топлива;
- Неустойчивая работа двигателя;
- Потрескивание в районе катализатора при остановке двигателя;
- Высокая температура или нагрев катализатора.