Status OK Google+
Обратный звонок

Закажите обратный звонок и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время!
Заказать

Трансмиссио́нные масла́


Трансмиссио́нные масла́

Трансмиссио́нные масла́ – смазочные масла, применяемые для смазки коробок перес передач, раздаточных коробок, главных передач ведущих мостов, рулевых механизмов, а также зубчатых и цепных передач (редукторов) всех видов.

Производство основано на переработке экстрактов от селективной очистки остаточных нефтяных масел с добавлением дистиллятных масел и присадок (противоизносных, противозадирных, главным образом содержащих фосфор, хлор, серу, дисульфид молибдена).

Подбирая для масло для элементов трансмиссии руководствуются в основном следующими критериями:

  • удельные нагрузки, действующие в механизме;
  • скорости относительного скольжения;
  • допуски в сопрягаемых механизмах.

Масло подбирается следуя выше указанным критериям с поправкой на вязкость и состав присадок. которые в свою очередь содержат сернистые соединения, вызывающие в критических режимах химическую трансформацию верхнего слоя металла. Это позволяет избежать задиров путем образования защитной пленки. Она разрушается в процессе эксплуатации, но при этом значительно снижается общий износ. Стоит отметить, что влияние данных присадок на элементы трансмиссии выполненные из цветных металлов не имеет выраженного положительного эффекта и зачастую приводит к ускоренному износу.

Выбор между минеральными и синтетическими маслами обусловлен теми же критериями, которыми руководствуются при выборе моторных масел. При эксплуатации кпп легковых автомобилей не нормативные экстремальные нагрузки как правило не предполагаются, поэтому минеральные масла вполне справляются со своей задачей, обладая правда несколько меньшей стабильностью по сравнению с полностью синтетическими. При желании этот недостаток компенсируется меньшим интервалом замены. Это правило действует при условии использования оригинальной и качественной продукции. Современная продуктовая линейка производителей масел представлена большим разнообразием. Здесь помимо собственно трансмиссионных масел стоит упомянуть присадки (например молибденосодержащие), которые отдельно предлагаются производителями и позволяют скорректировать характеристики продукта под запросы отдельного потребителя.

Определится с типом масла для вашего автомобиля можно по каталогу производителя масел или в руководстве по эксплуатации автомобиля.

На сегодняшний день трансмиссионные масла для легковых автомобилей наиболее представлены в двух классах: GL-4 и GL-5 по американской классификации. GL-4 по классификации API подходит для КПП переднеприводных вазовских моделей, GL-5 – для большинства автомобилей постсоветского пространства. Разница в цифре классификации указывает на особенности применения, но никак не на качественные характеристики масел.

Трансмиссионные масла на рынке представлены в основном следующими классами вязкости: SAE 85W90, SAE 80W90, SAE 75W90. Для жаркого климата предпочтительнее более густые масла, создающие более устойчивую пленку на деталях. Обратной стороной является затрудненный доступ масла к отдельным элементам трансмиссии. При пониженных температурах масла в высоким индексом вязкости не обеспечивают необходимый уровень смазки.

  • SAE 85W90 – минеральное «Норси», «Рексол ТМ-5-18», «Лукойл ТМ-5-18».
  • SAE 80W90 – «минералка», но менее густая «Спектрол-Форвард», «Велс ТМ», Mobil Mobilube HD, Texaco Geartex EP-C.
  • «полусинтетика» и «синтетика» (класс по SAE 75W-90). Отечественные производители уступили эту нишу зарубежной продукции: ВР Energear SGX, Teboil EP, Motulgear и пр.

Хорошо известное нескольким поколениям автолюбителей трансмиссионное масло ТАД-17И ныне ушло в прошлое – его сменил аналог ТМ5-18. Емкости со старой маркировкой «перележали» на складе или подделка.

Но выбор по уровню эксплуатационных свойств – это еще не все. Надо определяться также и с вязкостью приобретаемого смазочного материала. Здесь применимы следующие рассуждения.

Масла, вязкость которых при 100°С не ниже 24 мм²/с, т.е. класса «140» по SAE (а уж тем более «250»), предпочтительны лишь для жаркого южного климата. В зоне умеренных температур лучше ориентироваться на класс «90». А так как рациональнее использовать «всесезонное» масло, то речь может идти о сортах с индексами 75W-90, 80W-90 и 85W-90. Последнее не очень подходит для сколько-нибудь суровой зимы. Масло класса 80W-90 по SAE достаточно универсально, a 75W-90 позволяет не испытывать трудностей даже в пору самых крепких морозов.

Использование трансмиссионных масел отечественного производства (а подавляющее большинство из них классифицируются по API GL-5) приводит к быстрому износу синхронизаторов. Поэтому в КПП переднеприводных автомобилей марки ВАЗ рекомендуется применять трансмиссионные масла класса API GL-4 либо API GL-4/5 с вязкостью SAE 75W-80, SAE 80W-85, SAE 80W-90. Наше масло GL-4 найти довольно трудно, чаще всего это недешевые синтетические или полусинтетически, масла импортного производства, однако их применение позволяет значительно продлить срок службы КПП вашего автомобиля.

Не следует «кормить» указанные механизмы маслами с высокой вязкостью – моторными 5W-50 (10W-50 и т.п.) или трансмиссионными 85W-90. Чем больше ее значение, тем прочнее масляная пленка, но хуже доступ масла к деталям коробки передач. Слишком высокое значение вязкости затрудняет работу синхронизаторов, ведь лишнее масло они должны постоянно выдавливать «из-под себя». Моторные 15W40 (10W40) или трансмиссионные 75W-80 окажутся впору. Рекомендованное ВАЗом ТМ-4-12 (SAE 80W-85) – совсем хорошо, лишь бы не поддельное. И хотя для переднеприводных ВАЗов сейчас рекомендованы несколько трансмиссионных масел, допускается применять и моторные.

В 1996 г. для коробок передач «самар» разработали специальное масло – «Рексол Т» SAE 80W-85 API GL-4 (ТУ 38.301-41-16 4-96).

В 1998-м получило допуск еще одно масло, отвечающее ТТМ ВАЗа – «Лукойл ТМ-4» SAE 80W-85 (ТУ 38.301-29-90-970).

По вязкостным свойствам допустимый диапазон применения: для 75W-80 – от -40 до +25°С, для 80W-85 – от -30 до+35°С, для 80W-90 – от -30 до +45°С.

Выход на рынок новых масел почти совпал с появлением коробки передач ВАЗ-2110, устанавливаемой сегодня и на «девятки». Теперь есть и минимальный свод требований, которым должно удовлетворять масло для коробок переднеприводных автомобилей.

Закрыть
Сообщить об ошибке

Сообщить об ошибке

x
Уведомить меня о наличии

⏎ OK