Большинство потребителей по настоящему задумываются о замене охлаждающей жидкости только с наступлением первых холодов или если нагрянет «неожиданность» в виде потекшего радиатора с каплями антифриза на треснувшем патрубке (перечень можно долго продолжать – даже у ухоженного автомобиля система охлаждения бывает подкинет пару «сюрпризов»). И только вплотную подойдя к банальному вопросу о замене/доливе охлаждающей жидкости мы сталкиваемся с многообразием подходов и стереотипов в решении данного вопроса. К тому же обывательская трактовка таких казалось бы знакомых понятий как «тосол» и «антифриз» введет в заблуждение даже искушенного автомобилиста со стажем. «Масла в огонь» подливают маркетинговые отделы производителей охлаждающей жидкости, которые снабжают нас обилием специфической информацией. Избирательный и дозированный подход в ее донесении смещает фокус внимания потребителя на второстепенные, а иногда откровенно надуманные критерии выбора. Чего только стоят пространные перечни автомобильных брендов, размещенные на этикетках отечественными и российскими производителями ОЖ вместе с заявлениями о соответвии данным требованиям и спецификациям. Отличить пустые заявления от истины поможет официальный сайт автопроизводителя, где приведен перечень антифризов одобренных и прошедших испытания.
Этот, отчасти лукавый подход производителей, находит благодатную почву в виде устаревших ГОСТов и ТУ, а также безразличного отношения к сертификации ОЖ со стороны государственных органов. Некоторый прогресс наметился с разработкой специалистами Института биоорганической химии и нефтехимии НАН Украины первых украинских технических условий (ТУ 88 Украины 264-08-93) на охлаждающие жидкости ТОСОЛ -20, ТОСОЛ -30, ТОСОЛ -40. Но в целом качественный состав рынка ОЖ Украины пока еще отстает от общемировых тенденций.
Типы антифризов
Представленные на рынке охлаждающие жидкости можно разделить на несколько групп:
- Антифризы произведенные по традиционной технологии на основе солей неорганических кислот. Эта технология практически повсеместно признана устаревшей и вытеснена с рынка кроме территории бывшего СНГ. Основными минусами данной технологии являются небольшой срок эксплуатации, засорение двигателя продуктами распада, отложения на стенках и полостях. У нас ОЖ данной группы пока еще занимают значительную долю рынка в виду дешевизны и традиционной приверженности такому типу антифриза как «Тосол», основу которого представляет традиционная технология. Однако сертифицированный «Тосол» соответствующий ГОСТу практически исчез из продажи в 90-х. Освободившуюся нишу заполнили многочисленные местные производители, которые под видом «Тосола» реализуют ОЖ сомнительного качества. Поэтому к известным минусам добавляется вероятность «отравления» двигателя откровенным суррогатом.
- Карбоксилатные антифризы. Это на данный момент пожалуй наиболее распространенный в мире тип ОЖ. От предшественников их отличает целый ряд «плюсов»: более длительный срок эксплуатации, совершеннее антикоррозийная защита, имеют более стабильный химический состав и высокие температурные допуски.
- Гибридные антифризы. Представляют собой сочетание карбоксилатной и неорганической технологии.
- Антифризы «Lobrid» (они же G12 по классификации Volkswagen). Большую часть присадок составляют карбоксилаты и около 10% неорганические соединения.
Цвет антифриза:
Антифриз сам по себе представляет бесцветную жидкость. Каждый производитель из собственных соображений формирует собственную цветовую линейку. Соответственно красный антифриз одного производителя совсем не обязательно совместим с антифризом такого же цвета другого производителя. Поэтому при доливе нужно прежде всего ориентироваться на тип и состав ОЖ. Очевидным решением будет долив именно той ОЖ, которая у вас была залита.
Критерии свидетельствующие о необходимости замены охлаждающей жидкости:
- Если жидкость не менялась в течение длительного срока;
- Пришлось добавить в систему охлаждения воды;
- Если Вы купили авто «с пробегом»;
- Внешний вид залитой ОЖ вызывает опасения.
В данной ситуации одним из ориентиров потребителя помимо прочих является бренд производителя (благо разнообразные форумы дают возможность оперативно получать пищу для размышлений о качестве продукции), его подлинность (подтвержденная сертификатами соответствия).
При выборе конкретного производителя можно и нужно ориентироваться на рекомендации автопроизводителей — подобная информация как правило размещена в сервисной книге автомобиля. Эти рекомендации должны быть приоритетны в выборе, т. к. сводят вероятность ошибки к нулю. Перечень антифризов указанных там несколько ограничен, но отчасти дает ориентир на соответствующие продуктовые линейки других производителей охлаждающей жидкости.
Особое внимание необходимо уделить месту приобретения продукции. Крупные компании как правило избегают контрафактной и откровенно низкопробной продукции, т. к. потенциальные риски потери репутации перевешивают возможную прибыль. Также стоит обратить внимание на небольшие узкоспециализированные компании, которые в силу своей специфики обладают достаточной квалификацией.
Обратите внимание на упаковку продукции. Помимо очевидных признаков контрафакта, таких как некачественная печать и опечатки, сравните в Интернете продукцию представленную на официальном сайте производителя и в торговой точке. Как правило на официальных сайтах содержится исчерпывающая информация о выпускаемой продукции.
И в заключение.
Не забудьте проверить состояние крышки расширительного бачка, потому как неисправность ее клапана может навредить системе охлаждения не хуже некачественной ОЖ.