Существует три разновидности тормозной жидкости. Классифицируются они следующим образом: DOT-3, DOT-4 , DOT-5.1
Каждая из жидкостей обладает определёнными свойствами. Часто говорят, что смешивать их нельзя и это в принципе верно, но если соблюдать правильною последовательность смешивания то можно.
И так рассмотрим какими свойствами должна обладать тормозная жидкость:
- устойчивую работу при изменении температуры;
- передавать тормозное усилие;
- иметь минимальное сжатие;
- высокую температуру кипения;
- стабильную вязкость;
- защиту от коррозии;
- минимально накапливать влагу(абсорбировать);
- быть нейтральной к резиновым изделиям.
На что влияет температура кипения?
Во время движения на автомобиле мы часто пользуемся педалью тормоза, особенно при движении по горным склонам. Во время торможения между колодками и диском возникает сильное трение, что влечёт за собой рост температуры, которая передаётся через суппорта на тормозную жидкость. Если жидкость закипит, то в системе появятся пузырьки воздуха, которые приведут к пустотам в тормозной магистрали и при нажатии педали тормоза она провалится до пола, а тормозов не будет. По этому каждая из жидкостей имеет свою температуру кипения:
- DOT-3 – 205 °C (после 2-ух лет эксплуатации – 140 °C);
- DOT-4 – 230 °C (после 2-ух лет эксплуатации – 155 °C);
- DOT-5.1 – 260 °C (после 2-ух лет эксплуатации – 180 °C).
У тормозной жидкости не должна меняться или минимально меняться вязкость при диапазоне температур от -40°C до 100°C. Также жидкость не должна оказывать коррозирующего воздействия на металлические детали, для этого её состав добавляются специальные присадки.
АБСОРБАЦИЯ — при торможение жидкость нагревается и после остановки на длительное время она остывает. За это время появляется конденсат в виде воды, которая со временем накапливается и может привести к замерзанию участка магистрали при отрицательных температурах окружающей среды, а также вода понижает температуру кипения тормозной жидкости.
За два года эксплуатации температура кипения жидкости падает практически до 100 °C. По этой причини рекомендовано производить замену каждые два года.
Применение тормозной жидкости разных классификаций.
Класс DOT-3 — применяется для автомобилей с барабанными тормозными системами. Это одна из первых тормозных жидкостей изготовлена на основе различных соединений гликолей. Такая жидкость имеет большую способность накапливать влагу.
Класс DOT-4 — применяется для автомобилей с барабанной системой, а также дисковой системой тормозов. В состав входят сложные соединения эфиров и борной кислоты. Кислота нейтрализует влагу которая появляется в тормозной жидкости.
Класс DOT-5.1 — по составу похожа на класс DOT-4, но имеет более высокую температуру кипения. Эта жидкость в основном применяется для гоночных автомобилей, а также в мототехнике.
Все жидкости класса DOТ можно смешивать между собой строго по правилам. Если в систему залита DOT-3 то можно добавить DOT-4 или DOT-5.1, что приведет к улучшению свойств DOT-3. В обратном порядке заливать строго ЗАПРЕЩЕННО.