Как часто приходилось Вам нажимать тормоз экстренно перед разнообразными препятствиями. Хорошо что есть АБС, а если ее нет, визг резины дает понять что лучше автомобиль уже тормозить не сможет и интуитивно начинаешь придерживать переднего пассажира правой рукой, ведь рядом твоя семья. Хорошо что была выбрана дистанция движения, хорошо что дорога была сухая и ям по пути не было и что пару ласковых слов было сказано в строну переднего лобового стекла и авто затормозило.
В данной ситуации были все автовладельцы в не зависимости от типов тормозов и марки авто. Ситуация более чем понятна, тормоза должны тормозить, особенно в городском потоке. По статистике 70% пробега авто занимает именно движение в городе, где бывает сложно выбрать дистанцию движения в потоке, чтобы не создавать бреши для лихачей, стараемся держаться ближе к другому автомобилю и тем самым нарушая безопасность движения себе и своим пассажирам. Обратная сторона медали такого передвижения по городу, выдерживая дистанцию движения, приводит к постоянному «подрезанию» автомобилями движущихся в попутном направлении. При перестроении не очень комфортно именно авто позади такого городского «гонщика», по тому приходиться выбирать золотую середину между дистанцией и безопасностью полагаясь именно на тормоза и динамику своего транспортного средства. Изменить текущую ситуацию движения в городском потоке увы нельзя, по этому останавливаться на этом не будем. Затронем тему именно о тормозах автомобиля, а именно одну из самых главных частей тормозных систем, которой, кстати, почему то больше всего пренебрегают, это тормозные колодки.
Что такое тормозная колодка всем известный факт, лучше разберем, какие тормозят лучше и от чего это зависит.
Разные производители по разному рассматривают колодки, например как главную составляющую тормозных систем или просто форма заработка в текущий момент времени и необходимости рынка. Последних мы не будем рассматривать, т.к. сама фрикционная накладка напоминает, что при торможении, что в руках — не что иное как «кирпич» , по другому этот материал не назовешь и тормозные свойства таких колодок желают лучшего.
Отдельные бренды рассмотрению не будут включены, описание будет исключительно о самой колодке, ее состав, тормозные свойства, зависимости составов на торможение и зависимость силы трения от температуры рабочей поверхности.
Взять хорошую колодку для себя – это должен быть единственный правильный выбор для автовладельца, ведь автомобиль должен остановиться, обязательно, обеспечив безопасность всем, кто находиться внутри и вне автомобиля в не зависимости сложившейся ситуации.
Состав хороших колодок в зависимости от производителя и разработок входят различные материалы, помогающие эффективнее, останавливается и безопаснее проходить трудные участки дороги (например, горная местность, плохое качество покрытия и т.д.).
Представим, что в колодке есть весь современный состав, что есть у производителей, кроме не значительных элементов которые занимают ничтожно малую часть или максимальную долю-металл. Исключили. Разберем колодку на элементы и подвесим их в воздухе в виде нескольких разноцветных мячиков, такими которыми зачастую играются дети.
Подтягиваем первый элемент колодки – керамика. Материал используют вместо металла, т.е. как основной тормозящий элемент, выдерживают очень высокую температуру, низкий вес (сомнительно на таком размере в процентном соотношении с металлом), не скрепят из-за того что выдаваемый шум, по частоте, находиться за пределами человеческого уха и еще существенный плюс – не оставляют черную пыль после стирания, что хорошо для любителей блестящих дисков. В общем керамика избавляет владельца от назойливого шума тормозной системы и грязи на литых дисках, при эффективном торможении меньше изнашивают тормозной диск. Элемент нужный, потерли шар и положили в карман.
Второй элемент находиться чуть выше предыдущего, что указывает на его расположение шарика в воздухе, приходиться подтянуться и достать его. Переворачиваем шарик, читаем. Синтетический каучук. Сразу приходит на ум, каучук-резина-жвачка-подошва, при чем тут этот материал к колодкам? Все просто, если отбросить химию и объяснить в двух словах. Первое синтетические волокна держат разные материалы между собой, и второе позволяют колодкам противостоять различным агрессивным средам (топливо, масло, тосол, растворители, соли и т.д.). Что получаем, колодка терпит все химические воздействие дорог, там, где мы ездим, и колодка более эластичная не подвергается растрескиванию и обрывам. Необходимый элемент, ложем в другой карман шарик.
Третий элемент подвешен на уровне пояса, сразу его и не было заметно из-за тусклого оттенка самого шарика. Ради интереса переворачиваем. Органические и минеральные волокна. Приходят на ум детские воспоминание и минеральной вате у деда в гараже, как же потом чешутся руки после нее. Все не много иначе с колодкой, волокно которое добавляют в колодку, имеет разный материал и структуру, но именно они отвечают за управление тормозной пленки между трущимися деталями тормозной системы, а так же имеют зависимость коэффициента трения. От того какой состав волокон входит в колодку и зависит при какой температуре колодка начнет «плыть» — терять свою эффективность торможения и с какой скоростью будет стираться при торможении. И так. Высокая сопротивляемость перегреву и некая стойкость к износу колодок очень правильные свойства колодок. Элемент добавляем в коллекцию к остальным шарикам. Карман с одной стороны порядком заполнился, и часть шарика просматривается снаружи.
Шарик правее на вид тяжелее и больше, что не удивительно на нем написано «Наполнители». Даже в воздухе он уверенно покачивался до того как попал в руки и действительно держать этот шар тяжелее всего, ведь удельный вес этого элемента в колодке больше всех. Именно наполнители очищают поверхности трения и именно они формируют усиление трения колодок с поверхность с самого начала торможения. Когда ставишь новые колодки за частую и в мастерской и в книге по ремонту написано «Тормозную систему не следует эксплуатировать в нормальном режиме, пока не произведена процедура обкатки». или по народному «притри колодки». Резкое торможение и говорит о «притертости» наполнителя, т.е. свойства наполнителя раскрыты. Свойство наполнителя проверить очень просто, если тормозной диск отполирован, эффективность торможения очень низкая, наполнитель не создает абразивную пленку и просто полирует и себя и диск – колодки на замену. Подведем черту. Колодка похожа на зеркало — очень плохо, тормозов нет, визг и лишний запах. Качественный наполнитель очень хороший элемент. Добавим в общий список нужных элементов. Два кармана заполнены и выглядят, как будто был у соседской яблони и набрал полные карманы тех самых вкусных соседских…
Последний из главных элементов остается для изучения. Половина слова на шаре из-за длинного словосочетания прочлось сразу не переворачивая его «Связующие элементы». Это те элементы что не дают колодке испытывать перегрузки от температуры. Элементы подбираются так, чтобы при определенном коэффициенте трения температура колодки не испортила трущиеся поверхности и выполнила свои предназначения, остановила движущийся транспорт. Пусть колодка сотрется, пусть диск потеряет миллиметр трущейся поверхности, пусть тормозная жидкость закипит, пусть давление на манжеты главного тормозного цилиндра будут на пределе -транспорт должен затормозить. Регуляторы торможения при высокой температуре связующих элементов должны соответственно реагировать на происходящее и препятствовать проскальзыванию и разрушению колодки. Самые опасные враги колодки перегрев и агрессивные жидкости. Поэтому хорошие связующие элементы помогают в экстремальных условиях, например, колодка нагрелась, колесо в лужу, резкое охлаждение, такое следствие может привести к растрескиванию тормозной колодки. По итогам выбор хороших связующих элементов очевиден и обязателен для безопасного движения транспорта.
И так, пять основных элементов на руках, каждый элемент должен быть в современной колодке и давать спокойствие и уверенность водителю и его пассажирам.
Рассмотрев все элементы и понимая сколько должны стоить тормозные колодки с таким содержанием начинаешь задумываться, а все ли элементы содержатся в тех колодках которые мы покупаем. Ответ очевиден. Нет. Производитель, в большинстве случаев, хочет иметь хорошую потребительскую цену при этом, не договаривая истинное содержание его товара.
Увы как потребитель мы можем надеяться только на компетенцию производителя приобретая дорогие колодки или послушать, почитать информацию тех людей кто действительно пользовался или пользуется данными колодками.
Совет тут только один или доверяйте продавцам или своему чутью, ведь колодки стоимостью в 50 грн не могут обезопасить движение на достаточном уровне, при котором можно расслабиться в потоке и спокойно передвигаться по городу.
Редакция газеты «Правда detail.zp.ua» А. Бакушкин.